Непрерывно работающая машина, основной функцией которой является перемещение грузов посредством своей рабочей поверхности из одной точки в другую, получило название конвейер (транспортер). Данное устройство было разработано Генри Фордом, со временем получило различные модификации, было приспособлено для выполнения большого количества автоматизированных операций практически во всех отраслях народного хозяйства.
В зависимости от специализации и области применения устройство конвейера может несколько отличаться. Специализированная машина является частью поточного производства и обладает способностью перемещать кусковые грузы, сыпучие продукты и штучные изделия.
Рассмотрим популярные типы конвейеров в зависимости от назначения, способа перемещения грузов и областей применения.
Вертикальные. Поднимают груз вверх или опускают его, позволяя эффективно использовать производственное пространство. Грузы могут перемещаться между оборудованием независимо от его высоты.
Горизонтальные. Наиболее распространены. Служат для перемещения деталей и грузов вдоль производственных линий. Разгрузочные устройства ленточных конвейеров представлены концевыми барабанами приводных станций. Можно снимать грузы в любом месте по всей длине движущегося транспортера. Для этого под барабаном устанавливают приемную воронку.
Наклонные. Представляют собой гибрид двух вышеописанных моделей и используются для загрузки, перемещения сырья на разных уровнях. Эффективны для решения множества производственных задач.
Самыми популярными конвейерами являются ленточные, винтовые, пластинчатые, роликовые, пневматические, тележные, скребковые, подвесные и вибрационные.
Рассмотрим устройство ленточного конвейера, как одного из самых распространённых типов транспортеров. При этом следует отметить, что они универсальны, способны работать с любым типом груза.
В основе устройства - закольцованная широкая лента, которая натянута между ведомым и ведущим роликами. Ведущий механизм обеспечивает движение ленты. В зависимости от типа конвейера полотно передвигается наклонно, вертикально или горизонтально. Сложные устройства оснащены несколькими типами лент, двигающимися по кругу или под разными углами. Основной материал изготовления ленты – обрезиненная ткань длиной до 300 м и более.
Натяжное устройство ленточного конвейера винтового, гидравлического, грузового тележечного, пружинного типа входит в базовое исполнение, как и секции металлического каркаса на опорах, подложка, барабаны, привод, вал натяжения, гравитационные ролики, подшипниковые узлы, червячный мотор-редуктор.
Мощность электродвигателя транспортера подбирается в зависимости от заданных нагрузок на погонный метр конвейера, ширины и длины ленты, угла наклона и скорости перемещения грузов.
Для хорошего скольжения и натяжения ленты на раме расположены специальные ролики. Натяжной ролик зафиксирован на подшипниковом узле и служит регулятором натяжения ленты. Приводной барабан установлен на другом конце конвейера в паре со специальным валом, соединенным через редуктор с электродвигателем. Лента запускается в работу от вращательных движений, которые передаются от мотора редуктора или электродвигателя к приводному барабану.
Мы вкратце рассмотрели устройство и принцип работы ленточного конвейера, широко применяемого практически во всех отраслях промышленности для обеспечения непрерывности процесса транспортировки различных материалов. Комбинированные трассы транспортировки могут достигать длины в несколько километров. Выбор ленты зависит от технических параметров, степени трения материалов об ленту, способа загрузки, скорости движения груза и угла наклона.
Установка конвейерных систем возможна внутри помещений и на открытом пространстве при температуре окружающего воздуха от - 50 до + 450С, а при дополнительном оборудовании – до + 2000С.
Современные транспортёры оснащены очистителями и устройствами, предупреждающими выпадение перемещаемых предметов. Новые технологии и усовершенствование процесса работы конвейеров позволяют улучшить конструктивно-технологические параметры, снизить оборачиваемость ленты, повысить срок эксплуатации и уменьшить количество промежуточных перегрузок.
Устройство скребкового конвейера несколько отличается от универсального ленточного. Он предназначен для перемещения кусковых и сыпучих грузов горизонтально и под наклоном. Изготовлен в виде неподвижного желоба с закольцованными цепями, заканчивающиеся скребками. Цепи перемещаются по кругу. Транспортеры данного типа чаще всего используют в добывающей промышленности. Их основное назначение – подъём горной породы на поверхность под углом 35°. Отличительной особенностью является «перевернутость» – их рабочая поверхность располагается снизу, а в ленточных конвейерах – сверху. Скребковый конвейер перетаскивает груз по неподвижной поверхности. Подача может осуществляться в любой точке конвейера.